Мне очень нравится охота, оружие и атмосфера складывающаяся при таком время при провождении.
О том хотелось и поговорить.
(рассказы, опыт, практические сравнения способов и оружия, помощников, про друзеё, сам не опытен, но меня манит)
Прошу не путать с зоологической темой, тут типо про охоту, а зверь часть её.
Это не инструкция по натаске.
Это рассуждение на тему: как раскрыть самые лучшие качества и в собаке и в ее хозяине?
Рискну предположить несколько методов, при помощи которых можно вырастить и воспитать не сломленную духом собаку, а собаку, желающую быть вам полезной и дома, и на охоте. Поверьте, воспитание собаки может быть удовольствием, одним из тех, что приносят удовлетворение в жизни. Вы можете вырастить собаку жизнерадостной, трудолюбивой, полезной и любящей вас.
Проблемы, которые могут возникнуть при воспитании, заключены в хозяине, а не в собаке. Самое лучшее для нее - это добрый, уравновешенный, понимающий хозяин с любовью и терпимостью в сердце. При обучении нужно постараться не ломать ее самоопределения, т.е. состояния, в котором собака по своему выбору может находится или не находится под контролем хозяина. В этом состоянии собака уверена в себе и в своей способности контролировать собственную жизнь и окружающую обстановку. Пример: собака нездорова и у нее нет желания лезть в холодную воду. Нормальный хозяин увидит это и не будет настаивать на своей команде. "Натасчик" же возьмет длинную веревку и помощника. Они привяжут собаку посередине веревки и будут таскать ее с берега на берег, пока она не перестанет сопротивляться и не поплывет сама. Вы хотите, чтобы на охоте собаку не надо было контролировать, а просто охотиться Вы хотите, чтобы собака была сообразительна и никакая ситуация не могла бы поставить ее в тупик. Ее хорошее поведение, физическое и душевное здоровье зависят от правильного воспитания. Если бы с вами кто-то обращался так, как обычно обращаются с собаками: противоречивые приказы, принуждение, подавление воли, неуважение к вашим правам вы бы дали отпор обидчику, и очень резкий. А щенок не может этого сделать, и вместо открытой борьбы он пачкает пол, грызет вещи, скулит, не давая вам отдохнуть. Имей он свои права в доме, он не стал бы так "мстить". Подобная "месть" - типичное поведение для подавляемых щенков Если собака имеет право на проявление своей воли и самоопределения, она может сделать свой выбор И только тогда собака уверена в себе и своей способности выживать.
У собак очень сильно развито чувство собственности. Если вы дали что-нибудь щенку, то он считает, что это принадлежит ему, оно больше не вые, и вы не можете им распоряжаться. Это и место, где он всегда спит, и игрушки, и, главное, - привилегии Если вы хотя бы раз разрешили щенку посидеть на диване или во время обеда угостили его со стола, это его привилегия, и отныне он всеми доступными ему средствами будет биться за них. Если лишить их щенка потом, он не понимает, почему и начинает "мстить": лает, скулит, грызет мебель Вы подавляете его волю, и он борется за свои привилегии. Если вы разрешали щенку гонять по двору кошек, воробьев и т.д. То в поле остановить такую собаку очень и очень сложно. С этой проблемой постоянно сталкиваются "натасчики". Если вам кто-то сделает подарок, а потом заставит слушать выговоры и подвергать наказаниям за то, что вы неправильно поступаете с подарком, - да вы уничтожите этот подарок и у вас возникнет большой соблазн искусать такого "благодетеля". Такими разрешениями и запретами, подкрепленными побоями, можно довести собаку до полной апатии, но зато вы будете полностью "контролировать" ее. Дрессируйте - и получите бездушный автомат. Но это будет уже не охотничья собака. Ведь чутье собаки - не только слух, зрение, обоняние, - это еще способность анализировать, что она слышит, видит и чувствует. С каждым болезненным ударом, с каждой потерей привилегий, способность анализировать уменьшается, и это надо, себе четко представлять. Наказания портят чутье у собак. И это на всю жизнь. У собаки может быть прекрасное обоняние ("чувствует за версту"), великолепное зрение или слух, но в поле она совершенно беспомощна. И это еще больше раздражает "дрессировщика". Он снова применяет наказание, и собака становится бесполезной, а к тому же вороватой, подлой, злобной и агрессивной со слабыми, на улице и дома.
Собака очень давно живет вместе с человеком и у нее есть какая-то связь с ним на ментальном уровне. Если хозяин печален, собака чувствует это и по-своему стремится утешить его. Если хозяин нервничает, что часто бывает на полевых испытаниях, то даже опытная, рабочая собака может допускать элементарные ошибки. Ее разум взбудоражен, она может прозевать команду или пройти мимо дичи, не проявив чутья, чего на охоте не случилось бы с ней никогда. Некоторые владельцы собак замечают это и просят экспертов разрешить им взять на испытания незаряженное ружье, Но эта хитрость не всегда помогает. Просто успокойтесь, вспомните, как вы себя чувствовали на охоте. Собака чувствует состояние, в котором находится человек. Вы замечали собака мигом определяет человека, боящегося или ненавидящего собак, но так же быстро она распознает любителей собак.
Собака любит своего хозяина, хочет угодить ему и только жестокое обращение может сделать ее злой или глупой. Поэтому мне не нравится слово "натаска", применяемое легашатниками и спаниелистами, пришедшее к нам, скорее всего, из Германии ("воспитание" в немецком языке имеет основу глагол "тащить") вместо "нагонки", "приездки", "притравки", что всегда бытовало на Руси. В слове "натаска" - насилие.
Воспитывая щенка, нужно избегать "натаскивания" и подавления. Щенки лучше обучаются во время игры, все схватывая налету. Изначальна щенок болев общителен и дружелюбен, чем вы. У него сильнее развита "ментальная" связь с вами. Если во время игры он сделает что-то правильно, просто обрадуйтесь этому, и щенок это поймет. Он станет повторять это действие вновь для того, чтобы доставить хозяину радость, и будет делать так, пока это занятие не надоест вам. Хвалите и ласкайте его, не бойтесь "переборщить", - собаку этим не испортишь. Обрадоваться - это не значит давать щенку подачку эта просто испытать чувство удовольствия и внутреннего удовлетворения. Постоянные одергивания и запреты хозяина довольно часто приводят к бунту. Подавление бунта с применением насилия, - это натаска. Натаскивайте и подавляйте щенка, - и вы потеряете его любовь. Например, позвольте щенку залезть к вам на руки, и он будет сидеть на руках очень довольный, пытаясь лизнуть вас в лицо. А теперь обхватит его и заставьте сидеть на месте, даже если он не пытается уйти. Он сразу начнет выворачиваться и даже пытаться вас укусить. Он станет бороться с вами, он рассердится, заскулит. А теперь вспомните: прежде чем вы попытались удержать его, он прижимался к вам и у него было прекрасное игривое настроение. Другой пример. Слепой щенок, неделя отроду, нуждается в подкормке. Хозяин, взяв его в руки, пытается открыть ему рот и сунуть туда соску с молоком. Щенок сопротивляется из всех сил, и у хозяина ничего не выходит. Пока он раздумывал, что делать, заметил, что щенок причуял молоко и тянется к нему. И только хозяин придвинул бутылочку, щенок вцепился в соску и деловито зачмокал.
В собаке, которую ограничивают, понукают, управляют, заложено сильное беспокойство. С одной стороны, хозяин необходим ей, чтобы выжить: он кормит, ласкает, предоставляет крышу над головой, и она любит его. Но с другой стороны, тот же хозяин препятствует ее самоопределению, а значит, выживанию Все ее существование и жизнь зависят от того, имеет ли она право принимать решения относительно своих действий, игрушек и себя самой. Многие хозяева пытаются нарушить это право, ошибочно полагая, что неразумный щенок так ничему и не научится, если его не натаскивать". Поэтому хозяин становится "врагом", которого приходится избегать, игнорировать, хитрить и воевать с ним. Сколько терпения и силы воли требуется хозяину, чтобы не изливать на собаку поток указаний и запретов. Как трудно "царю зверей" отказать себе в праве распоряжаться собачьим временем и пространством. Но так придется поступить, если вы хотите, чтобы ваш щенок вырос в настоящую охотничью собаку - партнера по охоте, и был счастлив, здоров и умен.
Собака чувствует себя уверенной и компетентной только до тех пор, пока у нее есть возможность отдавить больше, чем она получает от хозяина. Вспомните о несчастных, издерганных созданиях, проводящих свою жизнь на "диванах". Собаки не доверяет таким "благодетелям" и изводят их своими причудами Вы должны позволять щенку быть полезным своей стае, позволять вносить свой вклад даже если иногда это и дохлая крыса. Он должен сам решать, какой вклад он внесет. Если он что-то сделал под вашим нажимом, это нельзя считать его вкладом.
Щенок принимает посильное участие в вашей жизни. Сначала он дурачится и кувыркается перед вами, чтобы вызвать вашу улыбку. Став постарше, он несет вам свою добычу, пытается понять, что же вы от него хотите. Если вы не принимаете его вклад, он начинает беспокоиться, начинает странно себя вести. Вы ругаете и наказываете его - и он становится бесполезным.
Очень важный компонент воспитания - общение. Каким образом ваша собака может узнать о том, как быть полезной хозяину, какой вклад ждет от нее ее стая. Ведь собаки - стайные животные. Стая имеет общую цель - сообща выживать и продвигаться вперед. Щенок, которому не позволяют вносить свой вклад или как-то ограничивают (пусть подрастет!), становится чужим в стае и тогда он начинает противостоять ей или находит себе другую стаю. Играя и занимаясь с ним, хозяин легко может познакомить щенка с нужными командами. Продолжая игры дома и на прогулке, эти команды закрепляются намертво. Собаки очень чутки к интонации - пользуйтесь этим и не забывайте о "ментальной связи". Не надо хмурить брови и делать вид, что сердитесь. Надо по-настоящему рассердиться - собака четко улавливает разницу, Общайтесь таким образом как можно больше. Собаки вольерного содержания, с которыми мало общаются и выпускают только для охоты, сильно проигрывают собакам, у которых было много подобного общения и у которых есть прочная связь с хозяином. Особенно сильна эта связь, когда и у собаки, и у хозяина общая цель - охота!
Поведение собак резко меняется: для нее теперь "свет в окошке" уже не супруга хозяина, которая кормит, а только тот человек, с которым отныне есть общая цель. Супруга разочарована и раздосадована. Однако горевать нечего. Женщины! Проникнитесь той же целью и вы будете с радостью приняты в стаю. Для чего же в конце концов была рождена ваша собака! Этот стимул до того мощен, что часто недостатки и огрехи воспитания, и даже отчуждение вследствие "натаски", бледнеют в свете этого чувства. Чувства сопричастности к общей цели. И если ваша собака не забита до состояния апатии и не превращена отсутствием общения в дебила, если она не находится с вами в состоянии антагонизма, - вы увидите расцвет всех ее способностей, щедро отпущенных ей природой. Сама, по своей воле, изо всех сил она начнет вносить всю свою энергию, сообразительность и страсть, чтобы доставить вам еще более полное удовлетворение. Собаки нуждаются в защищенности. Частью защищенности является понимание. А что может быть понятнее неизменных норм поведения? То, что можно было делать вчера, можно и сегодня. То, что противозаконно сегодня, не сможет сойти с рук и завтра. Вы для щенка - "вожак стаи", и у вас есть свои права. Вы можете применить силу, защищая свои права, не забывая при этом, что щенок владеет своими правами и привилегиями, может вносить свой вклад и работать для вас. Хозяин имеет свои права, - и собака должна это знать. По мере взросления она пытается изменить свой социальный статус в стае. Будьте внимательны и не позволяйте собаке владеть вами! У собаки есть обязанности по отношению к вам: она должна иметь возможность работать в поле для вас по-настоящему. Вам нужно запастись терпением, чтобы позволить собаке вначале несколько "неряшливую" работу: опыт, а не ваши указания обучит ее работать как следует. Собака чувствует себя хорошо и наслаждается потому, что ею не владеют! Вы не могли бы насладиться жизнью, если бы вас пасли, как овцу, если бы вы были чьей-то собственностью, рабом. Вы бы взбунтовались. И если бы ваш бунт был подавлен, вы стали бы вредителем. Вот в кого, в конце концов, вы превращаете собаку, если обращаетесь с ней, как с вещью - управляете ею и контролируете ее. Для собаки мир куда ярче, ее чувства острей, чем ваши, - и не надо их притуплять!
Как же в таком случае, не используя силу, сделать так, чтобы собака выполняла определенные действия. Если вы будете заставлять собаку что-то делать, например ходить челноком, то ее способность находить дичь от этого не улучшится. Приведите собаку в поле, дайте ей побегать и порезвиться, познакомиться с новыми запахами. Наигравшись, она сама решит, какой из новых запахов ей интересен. Я думаю, немногие удивятся, обнаружив, что это окажется запах дичи. Принимайте горячее участие в этом новом и интересном для нее деле, радуйтесь успехам, помогайте ей искать дичь. Очень скоро она поймет, что сделать это ей помогают ваши указания. Поймет, как можно пользоваться ветром. Она быстро сообразит, что перемещение челноком очень удобно для поиска и будет в дальнейшем использовать его в своем арсенале приемов. Никто не становился на пути ее желания искать дичь. Никто не заставлял ее заниматься "скучным челноком" вместо поиска дичи. Поиск дичи - цель, челнок - средство, хозяин не тиран. Хозяин - помощник в достижении цели. И цель оказывается у них с хозяином общая. С точки зрения обучения это очень интересный момент. Собака позволит вам забрать у нее сладкую кость или сбитую выстрелом дичь при условии, что вы делаете это изящно и учитываете ее желания. Способ сделать из собаки жадину, - заставлять отдавать это против ее воли. Некоторые хозяева не интересуются желаниями собаки и получают испорченное существо, которое убегает с дичью и пытается ее сожрать или спрятать. Научите щенка команде "Подай!", когда она таскает вам всякую ерунду: палочки, тряпки. Для закрепления команды используйте крыло птицы или пазанки зайца. А собака любой породы способна научиться подавать хорошо. Щенок в поле интересуется новыми запахами: чем же это оттуда пахнет? Тут появляется "натасчик" и угрозами, приказами, пинками заставляет ходить его челноком. В конце концов, он вырастет, одержимый желанием иметь свободу выбора. Ему надо все делать по-своему, у него появляется склонность упорно настаивать на своей правоте. Он работает на себя, игнорируя хозяина, и, собственно, его успехи на охоте будут невелики.
Кобели, как правило, обладают большим самоопределением и силой воли, их труднее сломать. И в "натаске" считаются менее послушными и гибкими, чем суки. При нашем методе такого различия нет. Вы работаете с собакой и подаете команду. Она не хочет ее выполнять, и вы достаете "конфетку", уговаривая, соблазняя, задабривая. И тогда она делает вам одолжение и выполняет команду. На самом деле этот метод не работает. Сытая или занятая интересным делом собака в следующий раз проигнорирует вас. Однако используя общение, игры, терпение, вы можете добиться в конце концов выполнения команды, но только если между вами достаточно любви, согласия и общения. Поиграв и подурачившись, используя уже отработанные команды, вы снова подаете ту же команду, - и щенок выполняет ее. Он должен понять, что команды не подавляют его, что они - часть общения, и он с радостью, добровольно подчиниться им, чтобы доставить вам радость. Просто позволять собакам делать, что они хотят, не вмешиваясь, и не контролировать их, - неправильный подход. Поэтому такие собаки не имеют настоящего контакта с хозяином, не работают, не тренируются и не узнают новое. Они и в старости будут вести себя, как взбалмошные щенки. Чтобы преодолеть это, требуется хорошее общение, а не побои, уговоры или подачки. Здесь нет необходимости применять силу. Установите общение, и вслед за общением следует контроль. Например, спаниель - подружейная собака. Она не должна уходить дальше 20-30 метров, но она также не должна путаться под ногами. На прогулке во дворе дайте щенку волю, пусть он бегает где хочет и как хочет. Но как только он, увлекшись игрой с соседской собакой, ушел на 20-30 метров, резко свистните; щенок, если он привык к этому свисту, прекратит игру и посмотрит на вас. Вы, показывая рукой в противоположном направлении от щенка, начинаете уходить от него быстрым шагом. Он бросает игру и бежит за вами - если между вами достаточно любви. Пробегая мимо вас в том же направлении, куда вы показываете рукой, он привыкает ходить по направлению руки. Если вы делаете это всегда, когда он уходит на такое расстояние, он привыкает к этому расстоянию и сам контролирует его на охоте. Он не ходит на прогулке на поводке и не привыкает путаться под ногами. И он каждый раз, пробегая мимо вас, слышит: "Молодец, умница, ай как хорошо!" и чувствует вашу радость. Вот - настоящее общение и правильный контроль! А если вы упустите контроль в самом начале воспитания щенка, то он, ждущий от вас общения, указаний и руководства, будет обманут. Он будет считать, что он вам не нужен, будет печален или буен.
Собаки разных пород по-разному взрослеют и начинают интересоваться работой в разное время. Но это не значит, что надо выжидать определенный срок, прежде чем выводить собаку в поле, лес. Начинать надо как можно раньше, конечно же, соизмеряя физические силы щенка и нагрузки. И ради Бога, не путайте вывод собаки в лес с собиранием ягод или грибов. Помните - общение и контроль. Ведь щенячий возраст - самый важный и продуктивный период для воспитания вашей собаки. Эти несколько методов образуют систему воспитания. Для того, чтобы эта система работала всегда и с любой собакой, ее надо применять целиком. Нет смысла брать из нее отдельные методы или разбавлять ее приемами "натаски" и "дрессировки", а потом жаловаться, что система не работает. Здесь так: либо все, либо ничего!
::Дрессировка легавых собак::
В процессе дрессировки легавых собак приучают ходить рядом; садиться после подхода по команде ложиться по сигналу; к правильному поиску "челноком"; к выстрелу. Инвентарь для дрессировки.
Для дрессировки легавой собаки требуется следующий инвентарь:
1. Веревочный поводок длиной 15 - 20 м. Этот удлиненный поводок применяется для воздействия на собаку на расстоянии, чтобы закрепить команды "рядом" и "лежать".
2. Свисток однотонный роговой или металлический. Он используется Для подзыва собаки. Свисток носится на шее на шее.
3. Прутик из лозы длиной 0,75 м, который применяется для воздействия на собаку в момент приучения ее ходить рядом с дрессировщиком без поводка.
4. Сумка для ношения лакомства.
Приучение ходить рядом. Приучение легавой собаки ходить рядом с ведущим на поводке и без поводка производится так, как это указано выше.
Приучение садиться по команде. Приучение легавой собаки садиться после ее подхода к ведущему производится ранее указанным порядком.
Приучение ложиться по сигналу. Приучение легавой собаки ложиться по команде, жесту или свистку является одним из наиболее необходимых приемов, непосредственно влияющих и на успех охоты по птице. Четкое выполнение сигнала лежать дает возможность уложить собаку после подъема птицы на крыло. Это предупреждает от погони собаки за птицей и гарантирует охотника от случайного выстрела по собаке в тот момент, когда поднятая ею птица летит низом. Сначала собаку приучают ложиться около дрессировщика только по команде. Для этого дрессировщик, держа собаку на поводке подает команду "лежать". Затеи быстро нагибается и левой рукой нажимает на холку собаки, а правой, Перехватив поводок ближе к ошейнику, делает рывок вниз, чем побуждает собаку принять лежачее положение Когда собака ляжет, дрессировщик удерживает ее в этом положении левой рукой, а правой дает ей лакомство. Путем повторения этих действий у собаки вырабатывается навык ложиться только по одной команде "лежать", без давления на холку и рывка поводком. После этого собаку постепенно приучают сохранять лежачее положение, когда дрессировщик отойдет от нее в продолжение 1 - 2 мин. Для этого дрессировщик, положив собаку, еще раз повторяет команду "лежать", а затем отходит от нее на один-два шага вперед. При попытках собаки встать дрессировщик повторяет команду "лежать", сопровождая ее легким рывком поводка вниз. В последующих занятиях собаку приучают выполнять команды на расстоянии. Для этого собака должна быть на удлиненном поводке. Дрессировщик ловит момент, когда собака во время прогулки будет находиться от него в двух-трех шагах, и подлет команду "лежать". Если собака не выполняет команды, он делает выпад вперед правой ногой и ударяет ладонью правой руки сверху по поводку, побуждая этим ее лечь. Для того чтобы получился рывок, поводок у дрессировщика должен быть в левой руке и слегка натянутым. Каждый раз, как только собака ляжет, дрессировщик должен подойти к ней и поощрить ее. При этом надо следить, чтобы собака не изменяла своего положения до команды "рядом", "гулять" или "ищи". Расстояние на котором подаются команды, постепенно увеличивают до 15-20 м от собаки (длина удлиненного поводка).
Жестом-сигналом "лежать" является поднятие правой руки вертикально вверх ладонью от себя.
Чтобы приучить собаку ложиться по жесту, дрессировщик каждый раз перед командой "лежать" должен подать соответствующий жест.
Путем повторений у собаки вырабатывается прочный навык ложиться по одному жесту, без словесной команды "лежать".
Чтобы приучить собаку ложиться по свистку, дрессировщик поступает так же, как и во время приучения ложиться по жесту, т.е. каждый раз перед командой "лежать" подает соответствующий сигнал свистком. Путем повторений у собаки вырабатывается такой же прочный навык ложиться только по одному сигналу свистком, не сопровождаемому командой "лежать". Для выработки быстроты и безотказности в выполнении приема собаку следует как можно чаще тренировать. Для этого целесообразно укладывать ее на прогулках в моменты, когда ее внимание чем-либо отвлечено. На прогулках собака должна быть на удлиненном поводке, чтобы дрессировщик в любой момент мог заставить ее лечь. После того как собака будет безотказно выполнять этот прием, дрессировщик на занятиях и прогулках опускает поводок из рук, давая этим собаке возможность дальше отходить от него. Дальнейшая тренировка должна проходить на большем расстоянии от дрессировщика и постепенно дойти до 30 м. После того как у собаки выработается прочный навык быстро и безотказно ложиться по первому сигналу дрессировщика в любой обстановке на расстоянии 30 м, надобность в удлиненном поводке отпадает. На занятиях и прогулках поводок можно отстегивать и проводить тренировку без него.
Приучение к поиску "челноком". Каждая породная легавая собака имеет врожденную наклонность к поиску "челноком". В процессе дрессировки надо только развить эту наклонность, а во время натаски закрепить. Поиск "челноком" - это такой поиск, когда собака обыскивает участок местности, двигаясь впереди охотника слева направо и справа налево, каждый раз отходя от него на одинаковое расстояние. Такой поиск является наиболее продуктивным, он дает возможность собаке обыскать какой-либо участок местности более тщательно и в наиболее короткий срок. В зависимости от дальности отхода собаки от охотника вправо и влево определяется ширина поиска, которая зависит от быстроты и легкости хода легавой. Нормальным по ширине считается такой поиск легавой, когда она отходит от охотника в стороны на 50-100 м. Приучать собаку к поиску следует на достаточно большом участке, лучше всего на лугу с невысокой травой при умеренном ветре. Приучение к поиску производится следующим порядком. Собаку берут на поводок, выводят на место занятий, где и укладывают ее. Затем уходят от собаки и разбрасывают по линии против ветра в приметных местах пять-шесть кусочков лакомства на расстоянии один от другого не ближе двадцати пяти шагов. После этого возвращаются к собаке и пускают ее в поиск. Пускать собаку надо с места, находящегося под ветром от разбросанных кусочков лакомства; это приучает собаку пользоваться ветром. Перед пуском на коротком поводке ведущий с собакой у левой ноги становится лицом к ветру, поворачивается направо, пройдя два-три шага, подает команду "ищи", и бросает поводок на землю. Дав собаке возможность перегнать себя, немедленно поворачивается и идет против ветра, наблюдая за собакой. После удаления собаки на 50-100 м вправо от себя дает два коротких звука свистком (сигнал для изменения направления поиска), одновременно с этим подает жест левой рукой для поиска влево и, не останавливаясь, идет влево от направления ветра. Сигнал свистком привлекает внимание собаки, она приостанавливается, смотрит на ведущего, видит, что он уходит от нее, догоняет, а затем и перегоняет его. С этого момента действия ведущего повторяются, т.е. он дает возможность собаке перегнать себя, после чего немедленно поворачивается и идет против ветра. А когда собака удалится на 50-100 м в левую сторону от ведущего, он вновь подает сигнал свистом и жест правой рукой, поворачивается и двигается вправо от направления ветра до момента, когда собака догонит и перегонит. Так ведущий своими поворотами в движении и сигналами (жестами и свистком) побуждает собаку идти в поиске впереди слева направо и справа налево до момента, пока она не найдет кусочек лакомства. Повторные занятия вырабатывают у собаки навык идти против ветра зигзагом, "челноком", вначале изменяя направление своего хода по сигналу ведущего, а затем без сигнала, самостоятельно. Одновременно с этим у собаки вырабатывается и навык пользоваться в поиске ветром. По мере выработки у собаки правильного поиска "челноком" путь движения ведущего становится постепенно более прямым и в конце отработки поиска - прямолинейными.
Приучение к выстрелу. Все охотничьи собаки, как правило, выстрела не боятся и специального приучения к нему не требуют. Исключение представляют собаки трусливые, тормозные, со слабой нервной системой, весьма болезненно реагирующие на сильные звуковые раздражители. Такие собаки не могут считаться полноценными для охоты и племенных целей, так как приучить их к безразличному отношению к выстрелу очень трудно. Да и их потомство нередко бывает с такой же слабой нервной системой. Собак такого типа следует заранее, не менее как за месяц до начала охоты, приучить к выстрелу. Для этого полезно использовать стенд, где производится стрельба по тарелочкам. В начале приучения располагаются с собакой не ближе 150 м от стрелков. После каждого выстрела или дублета собаку оглаживают и дают ей кусочек лакомства. Постепенно, после многократных повторений, у собаки звук выстрела превращается в условный пищевой раздражитель. Поэтому после выстрела собака начинает повиливать хвостиком и тянуться к дрессировщику за лакомством. После этого с собакой начинают приближаться к стрелкам, постепенно сокращая расстояние до двадцати-двадцати пяти шагов. Чтобы повысить у собаки жадность к лакомству и этим облегчить и ускорить ее приучение к выстрелу, не надо кормить ее перед выходом на стенд.