По Мэнли П. Холлу
Введение
Философия есть наука о природе ценностей. Главенство одного вещества или субстанции над другими определяется философией. Приписывая важность тому, что остается по устранению всего второстепенного, философия становится истинным показателем значимости в сфере спекулятивной мысли. Априорная миссия философии состоит в установлении соотношения проявления вещей и их невидимой причины или природы.
"Философия, - пишет сэр Уильям Гамильтон, - определялась различными людьми по-разному: Цицероном -как наука о вещах божественных и человеческих и об их причинах; Гоббсом - как наука о действиях причин; Лейбницем - как наука о достаточном основании; Вольфом - как наука о вещах возможных, ввиду того, что они возможны; Декартом - как наука о вещах, выводимых из первых принципов; Кондильяком - как наука о вещах, чувственных и абстрактных; Тенеманном - как наука о применении причин к допустимым вещам; Кантом - как наука об отношении всего познания к необходимым целям человеческого разума; Крюгом - как наука об исходной форме "эго" или умственного "я"; Фихте - как наука наук; Шеллингом - как наука об абсолютном; Гегелем - как наука, абсолютно безразличная к идеальному и реальному, или тождество тождества и нетождества" (см, "Лекции по метафизике и логике").
Элидская школа была основана Федоном из Элиды, отпрыском знатной фамилии, выкупленным из рабства по инициативе Сократа и ставшим его преданным учеником. Платон так восхищался умственными способностями Федона, что назвал в его честь один из своих диалогов. Федону наследовал Плистин, а затем Менедем. О доктринах этой школы мало что известно. Говорят, что Менедем был привержен больше учению Стилпона из мегарской школы. Когда Менеде-ма спрашивали о его взглядах, он говорил, что он свободен, подразумевая, что человек обычно является рабом своих мнений. Менедем был буйного нрава и часто возвращался после своих лекций не в лучшем состоянии. Наиболее знаменитое его утверждение таково: "Если одно отлично от другого, значит одно не есть другое". Допустив это, он продолжал: "Выгода не есть благо, стало быть, и благо не есть выгода". После Менедема эта школа стала известна под названием эретрийской. Ее приверженцы выступали против всех отрицательных утверждений, всех сложных утверждений и говорили, что только утвердительные и простые доктрины являются истинными